Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и политикой конфиденциальности.
Принимаю
  • /
  • /

Варианты интеграции с Единым Порталом ГосУслуг для сетевой организации: стоимость, законность и риски.

Интеграция с ЕПГУ для сетевых компаний требует подключения через СТСО своего региона. Это сложный процесс: 300+ атрибутов, постоянные изменения API, команда специалистов. Статья разбирает законные способы подключения, риски незаконных вариантов и почему готовые решения часто выгоднее самостоятельной разработки.
29 июля 2025
Время прочтения: 5 минут
Руководитель интернет-сервиса для сетевых организаций so-online
Обеспечьте свой личный кабинет ТСО:
- Интеграция с ЕПГУ
- Обработка всех типов заявок
- Автоматизация процессов и снижение рисков
- Проконсультируйтесь с экспертами сервиса, который работает с 2018 года и обработал 72 000+ заявок.

Обязательность интеграции с ЕПГУ через СТСО:
правовые основы и последствия

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 22.08.2024 №1125 с 1 января 2026 года Сетевая организация должна организовать получение заявок на технологическое присоединение, их обработку и заключение договоров на технологическое присоединение с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (ЕПГУ).

Ключевая роль СТСО субъекта федерации

При этом, согласно п. 8(3) Правил технологического присоединения, подключение к ЕПГУ должно осуществляться через Системообразующую территориальную сетевую организацию (СТСО) субъекта федерации, где находится сетевая организация. Это условие очень важно для понимания того, какие сейчас есть предложения на рынке и анализа рисков для ТСО.

Между СТСО (в тексте ПП РФ она указана как «сетевая организация, соответствующая критерию по объему выручки») и сетевой организацией должно быть заключено Соглашение о порядке интеграции информационных систем. Форма этого соглашения законодательно не установлены. Прописаны только несколько требований к нему. Например, что взаимодействие на ЕПГУ осуществляется на безвозмездной основе.

Говорит ли это о том, что для сетевой организации новый бизнес-процесс является безоплатным? Вовсе нет.

Почему интеграция с ЕПГУ требует значительных вложений?

Аналогия: интеграция как сложное техприсоединение

Потому что интеграция с ЕГПУ - это технически сложный процесс и здесь можно сравнить интеграцию с госуслугами с процессом технологического присоединения.

Если проводить аналогию, то ЕПГУ – это подстанция, к которой нужно подключиться и мощность на ней есть и ячейки для подключения выделены, но эта подстанция далеко, между подстанцией и энергопринимающими устройствами автомагистраль, два жилых района, взлетно-посадочная полоса и газопровод. То есть, на подстанции делать ничего не нужно, но до подстанции еще нужно добраться. Чтобы подключиться нужно разработать проект подключения. И стоимость реализации этого проекта с учетом всех вводных будет значительной по деньгам и продолжительной по времени.

Иными словами, чтобы принять данные с единого портала госуслуг нужно построить свою инфраструктуру и она технически и организационно сложна и объемна.

Подготовка ТЗ — это уже огромная работа. В ТЗ — 300+ атрибутов, каждый нужно разобрать: как, где и зачем использовать. Если нанимать стороннего специалиста, придется потратить еще больше времени на обучение — он просто не поймет, зачем нужны все эти параметры.
После сдачи ТЗ всё только начинается. Например, у «Россетей» уже третья версия интеграции, и каждая новая отличается от предыдущей на 15–30%. На анализ изменений может уйти неделя или больше. И это еще без учета будущих правок — будут четвертая, пятая, шестая версии… Интеграция не разовый процесс, а постоянная адаптация.

Разработка — это целая команда: системный аналитик, бэкенд-программист, фронтенд, DevOps. Поэтому важно делать всё «по-белому»: с документацией, стандартизированными решениями.

Объем и сложность обработки данных из ЕПГУ

Из ЕПГУ, а точнее от Системообразующей ТСО, после завершения процесса интеграции будут приходить данные в формате xml. А эти данные нужно получить, обработать, хранить и настроить ответную отправку информации.

Информации много, очень много.

Более 300 атрибутов и справочников. Каждый атрибут – это переменная, файл или условие. Для каждого атрибута требуется прописать правила заполнения, обработки и отправки. Но это всё машиночитаемый язык. А работать с заявками будет человек.

Соответственно, нужно еще организовать понятное отображение всей необходимой информации. Показывать сотруднику сетевой организации что нужно и когда нужно, иначе заявку невозможно будет обработать. Лучше всего для этого подходит личный кабинет по технологическому присоединению.

Как отличить законный вариант интеграции от незаконного: анализ рисков рынка

Теперь разберемся какие варианты предлагают сегодня поставщики программного обеспечения и почему можно заплатить крупную сумму денег и не выполнить требования законодательства по интеграции с ЕПГУ.

Прежде всего нужно понимать кто предлагает интеграцию.

Незаконные предложения: подключение через чужую СТСО

Системообразующие ТСО по закону для других ТСО своего региона должны предоставить интеграцию бесплатно. Но есть же множество сетевых организаций в других регионах. Можно же предложить интеграцию и им.

Предложения СТСО «на сторону» как правило это разовая оплата за приобретение программного обеспечения стоимостью от 3 до 10 млн. руб.

А теперь можно вспомнить упомянутый в начале статьи п. 8(3) Правил технологического присоединения. Там сказано, что подключение осуществляется через Системообразующую ТСО, но не через любую, а только через СТСО того же субъекта федерации, где находится сетевая организация. А значит подключение через СТСО «соседа» незаконно.

Продолжая аналогии с процессом техприсоединения. Это как будто заявителю дали техусловия на подключения к подстанции «Центральная» а он подключился к подстанции «Распределительная». Факт подключения есть? Да. Законно ли это подключение? Нет, так как в техусловиях было написано иное.

Незаконные предложения: попытка прямой интеграции

Также есть предложения подключаться к Единому Порталу ГосУслуг вообще минуя Системообразующую ТСО. Это как попробовать подключиться к федеральным сетям, когда техусловия выданы по 10 кВ. Такие предложения также незаконны. Пункт 8(3) правил Технологического присоединения определяет четкий порядок и его придерживаться.

Законные альтернативы: собственные силы или специализированный подрядчик

Если не СТСО, то кто?

Здесь два пути, либо делать интеграцию своими силами, либо обратиться к специализирующейся на этом организации и приобрести готовое решение.

Первый путь долог, дорог и не всегда приведет к цели. В штате сетевой организации должны быть специалисты, способные разработать грамотное и отвечающее законодательству техническое задание на осуществление интеграции, а также программисты, способные это техзадание реализовать. А сетевая организация не специализируется на разработке ПО. Ее основная функция – обеспечивать надежное и бесперебойное электроснабжение потребителей.

Второй путь – обращение к квалифицированной специализирующейся на разработке ПО организации позволяет минимизировать затраты и риски.

При этом стоит внимательно изучить каким образом будет осуществляться интеграция. Потому что есть случаи, когда поставщики готовых решений для интеграции предлагают сетевым организациям Дальневосточного федерального округа сделать интеграцию через ПАО «Россети». А это также незаконно.

Вариант законной интеграции через готовые решения (на примере SO-ONLINE)

SO-ONLINE ведет разработку технических решений для регионов присутствия своих действующих клиентов (СТСО: ПАО «Россети», ДЗО РусГидро на Дальнем Востоке, ООО «Сетевая Компания» Татарстан, АО «Иркутская электросетевая компания») и готовы рассмотреть возможность интеграции через другие Системообразующие ТСО.

Стоимость складывается из множества факторов:

  • Анализ и адаптация ТЗ под специфику региона.
  • Разработка ядра системы (бэкенд + интеграционные модули).
  • Настройка фронтенда для удобной работы в системе пользователей
  • Тестирование и доработки при изменениях в API СТСО.
  • Поддержка и обновления.

Эти затраты распределяются на всех клиентов SO-ONLINE, поэтому итоговая цена значительно ниже, чем при индивидуальной разработке.

Вопрос-ответ

Почему нельзя просто купить готовое решение у "соседней" СТСО? Это же быстрее!

Это прямой путь к нарушению закона. Пункт 8(3) Правил техприсоединения требует подключения исключительно через СТСО вашего субъекта РФ. Подключение через чужую СТСО (даже если она предлагает ПО) незаконно. Аналогия: вам выдали ТУ на подстанцию "А", а вы подключились к "Б" – факт есть, но законность отсутствует. Риски: потеря денег на приобретение программного обеспечения, не соответствующего законодательству и штрафы.

Что страшнее: подключиться через чужую СТСО или напрямую к ЕПГУ?

Оба варианта одинаково незаконны и несут высокие риски:

- Чужая СТСО: Нарушение территориального принципа (п. 8(3)). Решение "соседа" нелегитимно для вашего региона.

- Прямое подключение: Игнорирование обязательного посредника (СТСО). Это как подключение к сетям 220 кВ при ТУ на 10 кВ.

Итог: штрафы, возможно судебные иски и репутационные потери.

Своими силами дешевле? Или лучше нанять подрядчика?

Сравниваем риски:

- Свои силы: Требует штата специалистов (аналитики, программисты). Риски: сроки сорваны, ТЗ не может не отвечать закону, ошибки в интеграции. Дорого и долго.

- Подрядчик: Снижает риски и сроки, но важно проверить схему интеграции! Если вам из Владивостока предлагают подключиться через "Россети" – это незаконно. Требуйте интеграцию строго через вашу СТСО.

Комментарии

Поделиться в соцсетях

Написать в Telegram