Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и политикой конфиденциальности.
Принимаю
  • /
  • /

Эволюция требований к личным кабинетам территориальных сетевых организаций. Что изменится в 2026 году?

Экспертные статьи о цифровизации ТСО, изменениях в законодательстве и работе личных кабинетов. Разбираем сложные требования, делимся опытом внедрения и готовимся к новым вызовам вместе с SO-ONLINE.
7 июля 2025
Время прочтения: 5 минут
Руководитель интернет-сервиса для сетевых организаций so-online
Возможность подать заявку на технологическое присоединение через интернет и отслеживать исполнение заявки в реальном времени.
Привлечение клиентов — неактуально. Они и так уже подключены к сетям или хотят подключаться именно в зоне деятельности ТСО. Я не видел еще ни одной организации, которая бы выбирала площадку под строительство нового объекта исходя из того, какая именно сетевая организация обслуживает сети для подключения. Возможность техприсоединения важна, уровень напряжения важен. Но не наименование ТСО.

  1. Оказание услуг по передаче э/э - обслуживание действующей электрической сети.
  2. Технологические присоединение – подключение новых потребителей к своей сети.

Именно за эти услуги ТСО получает деньги. Вопрос удобства здесь далеко не на первом месте. Он скорее из серии хорошо было бы. Да и региональный регулятор мог просто не согласовать выделяемые на цифровизацию средства. Ведь они не были прописаны в основном для ТСО документе – Постановлении Правительства №861, а именно в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и Правилах технологического присоединения. Так и жили до 2014 года.
Возможность подать заявку на технологическое присоединение через интернет и отслеживать исполнение заявки в реальном времени.

Первые шаги в цифровизации ТСО

С утверждением Постановления Правительства от 9 декабря 2013 года №1131 у заявителей появилась возможность подать заявку на технологическое присоединение через интернет и отслеживать исполнение заявки в реальном времени.
Так началась цифровизация деятельности сетевой организации по технологическому присоединению. Почему именно с техприсоединения, а не с оказания услуг по передаче? Все просто. Во втором случае ТСО взаимодействует с гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями, которые выполняют функции единого расчетного центра, тогда как процесс техприсоединения идет непосредственно между сетевой организацией и заявителем - лицом, которое планирует присоединиться к сетям ТСО.

У сетевой организации в то время официального сайта могло вообще и не быть. Необходимость его наличия появилась в критериях отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям только 2015 году. уже в 2014 году. В то же время ТСО нужно было как-то организовать прием заявок и изменение статусов по заявкам на техприсоединение для заявителей до 10 кВ и мощностью до 150 кВт., то есть основного числа заявителей.

Доступ к информации о заявке и статусах должен был осуществляться по логину и паролю. Никаких других требований к защите информации и ее достоверности еще не было. В принципе такой личный кабинет мог написать любой разработчик сайтов за сравнительно небольшое время.
Соблюдались ли указанные требования? Скорее нет, чем да. Мало ли что еще должна сетевая организация. Ладно сайт сделать – не проблема. Взять готовый шаблон, разместить информацию об офисе обслуживание, да поставить на стартовую страницу красивую картинку с изоляторами или ЛЭП целиком. Тем более, при отсутствии сайта сетевая организация могла утратить свой статус. А личный кабинет… ну начнут проверять, выпишут предписание – тогда и займемся.

Требование к раскрытию информации на сайтах ТСО появилось примерно в это же время, но его, в отличие от личных кабинетов, начали проверять во многих регионах.
с 2014 начинается цифровизация территориальных сетевых организаций. Но требования законодательства к личному кабинету на сайте ТСО очень поверхностны и легко выполнимы.
15 апреля 2014 года был издан Приказ Минэнерго «О Единых стандартах качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций», в котором был детально прописан функционал сайта сетевой организации. Разделы сайта, требования к наполнению и прочие требования. Но эти требования многими сетевыми не исполняются и в настоящее время. Ведь это не Постановление Правительства, а значит и штрафы за неисполнение приказа не установлены.

В результате в 2015 году сайт сетевой организации чаще всего представлял собой визитку с информацией, раскрываемой согласно Стандартам раскрытия информации (Постановление Правительства от 21 января 2004 г. №24), но без личного кабинета. Однако, время шло.

Возникновение потребности в личном кабинете

После утверждения Постановления Правительства от 8 декабря 2016 г. №1319, требования к личному кабинету несколько ужесточились. Стало прямо прописано, что в рамках процедуры техприсоединения, наряду с документами, подписанными на бумажном носителе, возможно использование документов в электронной форме и подписанными электронной подписью.

Раньше заявитель мог подать заявку на техприс через сайт, но ему все равно нужно было потом прийти ногами и заключить договор техприсоединения. Когда статус заявки в личном кабинете менялся – нужно было опять идти в сетевую организацию и выполнять другие действия, предусмотренные правилами. Это делало возможность работы через личный кабинет не очень актуальной.

Появление криптографии во взаимоотношениях между сетевой организацией, гарантирующим поставщиком и заявителем, существенно упрощала жизнь последнему. Теперь можно было, не выходя из дома или офиса, оформить все необходимые документы, чем заявители и начали активно пользоваться.
Небольшое отступление.
И не просто пользоваться. В 2019 году ко мне обратилась одна сетевая организация, потому что заявитель не нашел на ее сайте личный кабинет и обратился с жалобой ФАС. Пришлось что-то срочно придумывать.

Рождение SO-ONLINE

В 2017 году стало понятно, что личный кабинет становится уже не просто фиговым листком на сайте сетевой организации, а полноценным сервисом и его нужно делать. Ко мне обратилась дружественная сетевая организация, зная мои навыки в части работы с законодательством в области электроэнергетики, с просьбой помочь им в выборе подрядчика на создание личного кабинета на своем сайте.

Я разработал техзадание на тендер, сетевая организация разместила его на госзакупках и посыпались предложения, которые формально соответствовали ТЗ. Но это формально. На деле, читая их я понимал, что такое ПО будет работать только для галочки. Разработчики не знают особенностей законодательства в области электроэнергетики. Нужно было или гораздо более детальное ТЗ, которое учитывает все особенности, либо нужно что-то делать по-другому в принципе.
Здесь мне и пришла в голову мысль сделать сервис и продавать личный кабинет (ЛК) не как программный продукт, а как услугу. Ведь сетевой организации не нужен личный кабинет сам по себе, ей нужно, чтобы личный кабинет соответствовал законодательству, проходил проверки контрольных органов и чтобы в ЛК было удобно работать.

Стоимость такого ЛК, если делать его только для одной сетевой организации уже тогда была больше 1 млн. руб. Хорошо, что на рынке тогда было более 1600 ТСО и можно было предложить свои услуги многим — стоимость ЛК для каждого стала меньше 100 тыс. руб., а значит тендер не нужен!
Первых клиентов (за исключением дружественной ТСО) мы нашли, делая рассылку. Где-то через год основным каналом продвижения для SO-ONLINE стало сарафанное радио. Сетевые организации начали рекомендовать нас своим коллегам.
До начала 2018 года мы с партнером – отличным программистом, анализировали законодательство, составляли детальное и глубокое ТЗ, и реализовывали его. Когда продукт был готов, я зарегистрировал ИП и начал предлагать его на рынке.

Работа на опережение

Как это и бывает, через некоторое время появились другие аналогичные предложения. Поставщики ПО, сделавшие личный кабинет 1 раз, поняли, что его можно продать и другим организациям. Предложения были разные. Как поставка готового ЛК с единоразовой оплатой, так и подключение по абонентской плате.

SO-ONLINE создавался, как многопользовательский сервис, а не разовый продукт, рассчитанный на одного клиента. Мы сделали ставку на то, что законодательство будет меняться и ТСО гораздо выгоднее платить абонентскую плату, в которую будет включено приведение ЛК в соответствие с изменяющимся требованиями. Это гораздо удобнее и выгоднее, чем платить каждый раз значительные деньги, когда требуется модернизировать ЛК. И как показала практика, законодательство менялось даже чаще, чем мы предполагали.

Кроме того, мы изначально сделали ставку на открытость. Пробная версия личного кабинета с полным функционалом всегда была на нашем сайте в общем доступе.

Где-то через год пришла «проверочка». Появился конкурент, полностью скопировавший наш сайт включая орфографические ошибки на нем, хоть и с немного другим дизайном. Конкурент начал продавать аналогичный, мягко говоря, продукт по более дешевой цене.

Когда мы это нашли – команда была в бешенстве. Пришлось их успокаивать и объяснять, что пока конкурент копирует нас, мы занимаемся разработкой обновления продукта, делаем его более удобным. Наш клиент от нас не уйдет. Личный кабинет для ТСО – это не ведро яблок на рынке купить. Здесь отношения вдолгую. И со временем большую роль начинает играть не цена, а другие факторы, раскрывающиеся в процессе коммуникации.

Дальнейшая цифровизация работы ТСО

Несмотря на наши первые успехи, клиентов все равно было гораздо меньше, чем нам хотелось. И здесь нам очень помог законодатель, хотя и заставил поработать. Постановление Правительства от 10 марта 2020 г. №262 было призвано обеспечить бесшовность перехода для заявителя от процесса технологического присоединения с сетевой организацией к поставке электроэнергии через гарантирующего поставщика.

Новый личный кабинет

До принятия указанного постановления было много коллизий, когда заявитель завершал процедуру технологического присоединения, но забывал заключить договор энергоснабжения. Где-то такие нерадивые потребители платили гигантские штрафы за бездоговорное потребление, где-то договаривались и квалифицированные субъекты рынка шли к ним на встречу. Так или иначе, такое положение дел не устраивало законодателя. В результате был утвержден механизм, позволяющий значительно снизить риски бездоговорного потребления для заявителей.

Где удобнее всего взаимодействовать разным субъектам рынка? В одном поле, где они все находятся. Этим полем был избран личный кабинет сетевой организации.

Теперь основная часть заявок должна был быть принята и обработана ТОЛЬКО через личный кабинет сетевой организации. Получение заявки на техприс для физлиц до 15 кВт и юрлиц (ИП) до 150 кВт. на бумажном носителе стало незаконным.

Если раньше личный кабинет был еще одним каналом связи с заявителем, то после очередного изменения законодательства он единственным каналом для большинства заявок.

Кроме того, личный кабинет стал «на троих». Помимо заявителя и сетевой организации в нем должен был работать и гарантирующий поставщик.

Революционные изменения, полезность которых не оспоришь. Вот только на реализацию этих изменений законодатель дал… всего 3 месяца. Я прекрасно помню то время, когда мы работали по 12-14 часов в сутки. Старый кабинет решено было оставить и начать писать новый с нуля. Слишком много изменений предстояло сделать. И за всё это действующие клиенты so-online не заплатили ни одной дополнительной копейки. Всё в рамках действующих договоров.
В 2021 году свои услуги предлагали 10-12 поставщиков ЛК.
Впрочем , ТСО, которые раньше пользовались самописными кабинетами, то есть личными кабинетами, которые разрабатывали их сотрудники, начали массово искать другие варианты работы. Количество клиентов SO-ONLINE за год выросло с 20 до 95, а к 2022 году и до 125 сетевых организаций. Таким образом, затраты на разработку нового личного кабинета с лихвой окупились за счет увеличения клиентской базы.

Сквозь тернии к звездам

Наша радость, впрочем, была недолгой. Постоянные изменения законодательной базы могут как помочь в развитии бизнеса, так и ликвидировать его.

С 2017 года начали ужесточаться критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Мелкие игроки постепенно стали вымываться с рынка электросетевых услуг, а 2022 году этот процесс заметно ускорился, так как были введены очень жесткие количественные критерии для ТСО и в течение 3 лет они ужесточались. В 2023 году количество клиентов SO-ONLINE уменьшилось до 99, в 2024 до 77 ТСО. 2025 год мы встретили с 50 клиентами.
Если к 2017 году работали 3500 ТСО, то к 2021 году их осталось порядка 1600. В 2025 году, когда самые жесткие критерии вступили в силу, на рынке осталось только 600 сетевых организаций. Многие ТСО объединились, кто-то ликвидировался.
Глобализация сама по себе это и неплохо, но нам добавилось проблем. Личный кабинет SO-ONLINE изначально был ориентирован именно на сравнительно мелкие сетевые организации с относительно небольшим количеством заявок. А здесь нашими клиентами стали многие горэлектросети. Пришлось поработать, чтобы повысить производительность ЛК при большом количестве заявок, мы добавили большое количество фильтров, сделали метки, чтобы представители сетевой сами помечали заявки как срочные, важные и т.д. В процессе модернизации личного кабинета мы не только приводили его в соответствие с законодательством, но и добавляли другие функции для удобства работы.
Небольшое отступление.
Возвращаясь к написанному, отмечу, такую интересную штуку. На сайтах поставщиков личных кабинетов количество клиентов «застыло» на уровне 2022 года, хотя сейчас оно в разы меньше. Иногда эта разница до неприличия огромна. Например, на сайте одного такого поставщика ЛК было указано 80 клиентов. При этом, перечень ТСО опубликован на сайте ФАС России. Пройдя по ссылке в списке можно легко обнаружить какой же личный кабинет на сайте той или иной ТСО. Так вот оказалось, что клиентами этого поставщика личных кабинетов в 2025 году являются… 1 сетевая организация. Кстати, сейчас мы с ней ведем переговоры о подключении ЛК SO-ONLINE.
В общем, кабинет стал куда более функциональным, но количество клиентов под влиянием процессов рынка резко сократилось. На этом плохие новости для нашего бизнеса не закончились.

Текущее состояние дел

Еще в 2022 году вышло Постановление Правительства №360, предусматривающее возможность подачи заявки на технологическое присоединение через Единый Потрал Государственных Услуг (ЕПГУ) как один из вариантов подачи заявок наряду с личным кабинетом на сайте сетевой организации. При этом предусматривалось, что при реализации приема заявок через ЕПГУ личный кабинет на сайте ТСО по закону больше не нужен. Возможность подачи заявок это не обязанность, и мало кто тогда на это изменение обратил внимание.

Пока не вышло Постановление Правительства от 22 августа 2024 г. №1125, обязывающее все сетевые организации подключиться к Единому Порталу ГосУслуг до 1 января 2026 года.И тут мое знание законодательства сыграло со мной злую шутку. Проанализировав очередные изменения и сопоставив их с предыдущими, я сделал вывод, что SO-ONLINE будет работать до конца 2025 года, а затем закроется. Зачем нужны личные кабинеты, если все обязаны работать через ЕПГУ?
Мой ум нарисовал картинку, что сетевой организации будет выдан логин-пароль. Представитель сетевой, как сейчас заходит в личный кабинет, будет заходить в интерфейс госуслуг и обрабатывать там заявки. Личный кабинет больше не будет нужен. Кто-то, может быть, захочет продолжить с ним работать – ведь это удобно. Но таких будут единицы. Зачем платить деньги, если законодательство это не предусматривает.
Прим. автора.

Личному кабинету быть!

Как оказалось выводы мои были преждевременны. Интеграция с Единым Порталом ГосУслуг пошла совершенно по другому сценарию. Вместо доступа по логину и паролю API – то есть низкоуровневое взаимодействие двух систем с обменом данными. Да еще и не напрямую с Порталом Госуслуг, а через Системообразующую территориальную сетевую организацию региона.

Для такого взаимодействия нужен интерфейс, чтобы пользователь – человек мог прочитать заявку и другие поступающие сведения, обработать их и сделать другие нужные действия. А лучше личного кабинета для этого сегодня не придумано ничего.

Ближе к концу 2024 года я понял реальное положение дел и начал разработку нового личного кабинета и интеграцию его с Единым Порталом ГосУслуг. Как оказалась это задача со звездочкой. Чего только стоило заключить Соглашение об интеграции. На это дружественная ТСО потратила 4 месяца, действуя максимально оперативно и соглашаясь со всеми условиями и в том числе с возможными штрафами. Ей было уже всё равно, так как с 2025 года она прекращала деятельность в связи с ужесточением критериев.

Другие сетевые организации были в этом вопросе более щепетильны. В итоге Соглашения об интеграции начинают подписывать только летом 2025 года, когда до ужесточения требований законодательства осталось всего полгода.
Второй шок был от количества переменных для интеграции – их более 250. А для каждой нужны свои правила обработки, отправки и получения. Сложность ПО вырастает на порядок. И не все смогут это сделать самостоятельно.

Производители личных кабинетов тоже это поняли и далеко не все решили работать дальше. Резкое уменьшение количества потенциальных клиентов и еще более резкое увеличение сложности продукта – не самый лучший сценарий для развития бизнеса.

Мы же решили рискнуть и вот уже 6 месяцев мы разрабатываем новую версию личного кабинета с интеграцией с ЕГПУ. Я вложил в разработку уже более 2,5 млн. руб. Окупятся ли они? Не знаю. Но я знаю, что у меня 50 клиентов, которые в свое время доверелись нашей команде. И я делаю всё возможное, чтобы их доверие было оправдано.

Каждый должен заниматься своим делом. А дело ТСО – это прежде всего оказание услуг по передаче и осуществление технологического присоединения. Но не разработка технически сложных программных продуктов и дальнейшее их обслуживание. Для этого есть SO-ONLINE и мы смотрим в будущее с оптимизмом. Дорога по интеграции сложна и извилиста. Но пройдя ее 1 раз с каждой Системообразующей ТСО мы сможем подключать своих клиентов гораздо быстрее.

Запуск нового личного кабинета с интеграцией состоится в октябре 2025 года, чтобы в течение 3 месяцев мы смогли подключить всех желающих и с 1 января 2026 года наши клиенты соответствовали новым требованиям законодательства.
Содержание

Вопрос-ответ

Чем интеграция с Единым порталом госуслуг (ЕПГУ) грозит существующим ЛК ТСО с 2026 года?

Согласно Постановлению №1125 (2024 г.), все ТСО обязаны настроить интеграцию с ЕПГУ до 1 января 2026 года. Если нет – сетевой организации будет грозить штраф, а если примут законопроект по изменению критериев ТСО, то лишение статуса сетевой организации.

Как связаны интеграция с Единым Порталом ГосУслуг и Личный кабинет?

ЕПГУ предоставляет лишь API для обмена данными, а для удобной обработки заявок сотрудниками ТСО всё равно нужен привычный ЛК – просто интегрированный с системой.

Почему разработка нового ЛК для ЕПГУ – «задача со звёздочкой»?

Интеграция требует:

  • Подписания Соглашения об интеграции (процесс занимает до 4 месяцев);
  • Обработки более 250 переменных данных с уникальными правилами;
  • Организации взаимодействия через системообразующую ТСО региона, а не напрямую с ЕПГУ.

Это резко увеличивает сложность и стоимость разработки, из-за чего многие поставщики ЛК ушли с рынка.

Не проще ли ТСО отказаться от сторонних ЛК и интеграции с ЕПГУ и разработать свой кабинет «силами штатных IT»?

Нет, и вот почему:

  • Специфика законодательства: Требования к ЛК меняются 1-2 раза в год (пример: революция с Постановлением №262 в 2020 г., с новым порядком заключения договора техприсоединения для льготных категорий заявителей). Штатные разработчики ТСО не успевают отслеживать изменения.
  • Экономика: Разработка «с нуля» обходится >3-10 млн руб. + оплата обновлений (против порядка 300-500 тыс. руб./год за сервис вроде SO-ONLINE).
  • Производительность: ЛК для крупных ТСО (например, горэлектросетей) требует сложной оптимизации под сотни заявок (фильтры, метки, приоритезация), что трудновыполнимо для «самописных» решений.
Правда ли, что после 2026 года ЛК ТСО станут не нужны?

Неправда. ЛК останутся критически важны, но в новом качестве:

  • Интерфейс для работы с ЕПГУ: Без ЛК сотрудники ТСО не смогут удобно обрабатывать заявки, поступающие через госуслуги.
  • Доверие клиентов: ТСО, уже использующие SO-ONLINE (50+ организаций), предпочтут знакомый инструмент с гарантией соответствия законам.
  • Экономия времени: Автоматизация рутинных операций (например, отправка уведомлений заявителю и гарантирующему поставщику) останется востребованной.
  • Будущее – за гибридной моделью: ЛК как «надстройка» над ЕПГУ для удобства ТСО и заявителей.

Комментарии

Поделиться в соцсетях

Написать в Telegram