Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и политикой конфиденциальности.
Принимаю
  • /
  • /

Документооборот в личном кабинете сетевой организации с заявителем и гарантирующим поставщиком

Обязательный электронный документооборот с ЭП в SO-ONLINE: Разбираемся, когда и какую электронную подпись (ПЭП/КЭП) нужно использовать сетевым организациям, ГП и заявителям. Юридические аспекты по ПП РФ 861, реализация в ЛК SO-ONLINE, ответы на частые вопросы и особенности работы с физлицами. Узнайте, как избежать ошибок и лишнего бумажного документооборота.
1 августа 2025
Время прочтения: 7 минут
Руководитель интернет-сервиса для сетевых организаций so-online
Обеспечьте свой личный кабинет ТСО:
- Интеграция с ЕПГУ
- Обработка всех типов заявок
- Автоматизация процессов и снижение рисков
- Проконсультируйтесь с экспертами сервиса, который работает с 2018 года и обработал 72 000+ заявок.
В каких случаях нужно использовать электронную подпись и как документооборот реализован в личном кабинете SO-ONLINE?

Документооборот в личном кабинете сетевой организации с использованием электронных подписей – это требование далекого уже 2017 года. Но вызывает вопросы до сих пор.

Обязательность электронной подписи

Самый частый вопрос. А можно ли отправить заявителю сообщение и не подписывать его электронной подписью?

Ответ прост. Нельзя. Так прописано в п. 8 ППРФ 861 и также реализовано в личном кабинете SO-ONLINE.

«Сетевая организация, гарантирующий поставщик и заявитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель для осуществления процедуры технологического присоединения и заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, договора купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, подписывают документы в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Заявитель - физическое лицо для осуществления процедуры технологического присоединения и заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписывает документы в электронной форме простой электронной подписью.»

Точнее, в личном кабинете есть чат между сетевой организацией и заявителем (находится в окне «Список активных обращений -> Форма обращения» как у заявителя, так и у сетевой организации). В чате возможно уточнить какие-либо сведения, например, ожидаемый срок ответа сетевой организации. Но юридической силы общение в чате не имеет возможность отправки через чат документов не предусмотрена.
Юридически значимый документооборот осуществляется только через отправку сообщений, подписанных электронной подписью согласно требованиями Правил технологического присоединения.

И личный кабинет настроен так, что без подписания ЭП документ направить невозможно.

Это создает некие неудобства представителям сетевой организации – не зря наши клиенты уже много раз предлагали сделать подпись ЭП не обязательной, а по желанию. Но делать этого мы не будет, так как тогда личный кабинет перестанет соответствовать действующему законодательству.

Типы электронных подписей и их применение

Физические лица подписывают документы простой электронной подписью. Все остальные участники электронного документооборота квалифицированной ЭП.

Давайте разберемся что это такое.

Простая электронная подпись

Простая электронная подпись (ПЭП) нужна, чтобы понимать - пользователь действительно является пользователем, а не, скажем, ботом-спамером.

ПЭП — это комбинация цифровых данных, с помощью которых можно идентифицировать личность. Она создаётся без сложных шифров и просто подтверждает, что документ подписал конкретный человек.

В личном кабинете SO-ONLINE простая электронная подпись реализована следующим образом: на сотовый телефон заявителя приходит одноразовый цифровой код. Вводя его в соответствующее поле заявитель подтверждает, что это действительно он.

При подаче заявок через единый портал госуслуг физическое лицо ничего не подписывает, так как сама процедура идентификации через ЕГПУ является простой электронной подписью.

Правила технологического присоединения предлагают использование ПЭП в редких случаях. В соответствии с законодательством вообще все категории заявителей подают заявки не подписывая их.

П. 8(3) ПП РФ 861:
«Подача заявок и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта сетевой организации в порядке, установленном сетевой организацией.»
Для заявок, соответствующих п. 14 Правил технологического присоединения, а это подавляющее число заявок, заявитель подписывает договор оплатив выставленный сетевой организацией счет.

Далее, если заявитель подключается по 0,4 кВ., а это опять же, практически все заявители физлица, от заявителя не требуется каких-либо активных действий в личном кабинете до завершения процедуры технологического присоединения, так как сетевая организация обеспечивает возможность технологического присоединения и на этом техприс завершается. Когда заявитель подключится к «розетке» - уже его дело.
ПЭП в личном кабинете нужна, например, когда нужно подписать дополнительное соглашение к договору техприсоединения.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП)

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — это зашифрованный код с личными данными пользователя, который имеет более высокий уровень безопасности, чем у простой неквалифицированной электронной подписи.

КЭП создают с помощью аккредитованных Минцифры РФ криптографических программ, хранят на особом носителе — токене — и ставят на документы с помощью специализированного ПО.

В личном кабинете SO-ONLINE подписание осуществляется через плагин КриптоПро. Вы можете подписать документ сразу в личном кабинете, либо загрузить уже подписанный документ.

Также в личном кабинете SO-ONLINE реализована возможность прикрепления машиночитаемой доверенности.

Дополнительные возможности в SO-ONLINE

По просьбам сетевых организаций в личном кабинете SO-ONLINE мы реализовали дополнительный механизм верификации пользователей, которые не предусмотрен действующим законодательством, однако и не противоречит ему.

В настройках личного кабинета сетевая организация может включить подтверждение личности заявителя (по умолчанию данный механизм отключен). После регистрации учетной записи пользователю необходимо прийти в сетевую организацию, подтвердить что это действительно он (например, предъявить паспорт, а также подтвердить номер своего сотового телефона, сказав представителю сетевой организации одноразовый код, который будет отправлен на его номер). После этого представитель сетевой организации меняет статус учетной записи пользователя на подтвержденный и он может отправлять заявку на технологическое присоединение без подписания ЭП.

Если учетная запись не подтверждена, то отправить заявку возможно только если пользователь подпишет ее квалифицированной электронной подписью.

Повторюсь, по умолчанию такая опция в личном кабинете отключена. Однако, если сетевой организации необходимо (например, при поступлении большого количества нерелевантных заявок на технологическое присоединение) она может быть активирована.
Кроме того, в личном кабинете SO-ONLINE реализована еще одна дополнительная опция, связанная с документооборотом. Правилами технологического присоединения предусмотрено право потребителей обращаться в адрес сетевой организации с заявлениями для переоформление документов о технологическом присоединении, а также с обращениями о перераспределении максимальной мощности. Однако требования, чтобы указанные категории обращений сетевая организация могла принимать и обрабатывать в личном кабинете, законодательно не установлены.

При желании, сетевая организация может подключить в личном кабинете возможность приема и обработки указанных документов. По умолчанию указанная опция также отключена.

Бумажный документооборот: нужно ли дублировать?

Бывают случаи, когда сетевые организации дублируют документооборот по технологическому присоединению в личном кабинете и на бумажных носителях. В этом нет необходимости.

Абз. 5 П. 8 ПП РФ 861:
В случае если заявителем выбран способ обмена документами в электронной форме, документы, оформление которых предусмотрено Правилами технологического присоединения между сетевой организацией и заявителем в ходе осуществления процедуры технологического присоединения, а также между гарантирующим поставщиком и заявителем в ходе заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подлежат направлению и оформлению сторонами в электронном виде. При этом оформление таких документов дополнительно на бумажном носителе не требуется, за исключением случая, предусмотренного абзацем шестым настоящего пункта.

Абз. 6 п. 8 ПП РФ 861:
Сетевая организация и гарантирующий поставщик в случае поступления запроса заявителя о необходимости предоставления документов, подписанных в форме электронных документов между сетевой организацией и (или) заявителем в ходе осуществления процедуры технологического присоединения, и (или) документов, подписанных в форме электронных документов между гарантирующим поставщиком и (или) заявителем в ходе заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, договора купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, на бумажном носителе обязаны в течение 10 дней со дня получения такого запроса обеспечить направление заявителю таких документов на бумажном носителе, подписанных со стороны сетевой организации (гарантирующего поставщика).
То есть, если документооборот осуществляется в электронной форме через личный кабинет, дублировать его на бумаге не нужно. Оформлять документы на бумажном носителе следует только если заявитель-физическое лицо направил соответствующий запрос. Если запроса нет – электронной формы документов вполне достаточно.

Вопрос-ответ

Обязательно ли использовать электронную подпись (ЭП) при отправке юридически значимых сообщений заявителю в личном кабинете сетевой организации SO-ONLINE?

Да, обязательно. Это требование пункта 8 ПП РФ 861. Личный кабинет SO-ONLINE технически не позволяет отправить юридически значимый документ без ЭП. Юридические лица и ИП используют усиленную квалифицированную ЭП (КЭП), а физические лица – простую ЭП (ПЭП). Чат в ЛК не предназначен для юридически значимого документооборота.

Какие типы электронных подписей используются в документообороте через SO-ONLINE и кем?

Простая ЭП (ПЭП): Используется заявителями - физическими лицами. Реализована через одноразовый SMS-код.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) используется сетевыми организациями, гарантирующими поставщиками, заявителями - юридическими лицами и ИП. Реализована через плагин КриптоПро (подписание в ЛК или загрузка подписанного файла).

Нужно ли сетевой организации дублировать на бумаге документы, уже оформленные и подписанные электронно через SO-ONLINE?

Нет, в общем случае дублирование не требуется (абз. 5 п. 8 ПП РФ 861). Бумажные копии обязательны только по запросу заявителя (абз. 6 п. 8 ПП РФ 861). Сетевая организация обязана предоставить их в течение 10 дней после такого запроса.

Всегда ли физическому лицу нужно активно подписывать документы ПЭП в процессе технологического присоединения через SO-ONLINE?

Нет, не всегда. Для большинства заявок (по п. 14 Правил) физлицо подписывает договор, оплатив счет. Дальнейших активных действий с его стороны (в т.ч. подписания ПЭП) до завершения техприсоединения обычно не требуется. ПЭП нужна, например, для подписания дополнительных соглашений.

Комментарии

Поделиться в соцсетях

Написать в Telegram